Предприниматели из районов Алтайского края в борьбе с
крупными торговыми сетями от слов перешли к действиям. В райцентре Угловского
района прошел пикет против появления там супермаркета "Мария-Ра". Около сотни
жителей села простояли на улице более получаса, несмотря на тридцатиградусный
мороз. А в Михайловском и Ключевском районах местный бизнес направил в
краевую администрацию и на сайт премьер-министра Владимира Путина обращения с
просьбой не допустить открытия "Марии-Ра" в райцентрах. В Угловском районе живут
около 14 тысяч человек. Это не самый маленький район края, но и не большой. По
словам главы района Александра Крякова, территория относится к зоне рискованного
земледелия, и на один хороший год здесь приходится два неурожайных. Крупных
производственных предприятий в районе нет. "Что у нас можно производить?
Земледелие из-за засухи развивается плохо. Район тупиковый, транспортная
доступность низкая", – говорит Александр Кряков. Один из основных способов
заработка для населения – торговля. В районе ею занимаются 17 предприятий и 69
индивидуальных предпринимателей. "Приход „Марии-Ра” приведет к тому, что многие
местные предприятия закроются. В супермаркет не смогут взять всех, кто лишится
работы. А покупательская способность населения у нас и без того низкая. В
райцентре живут всего четыре тысячи человек", – рассказывает Марина Березовских,
председатель Совета предпринимателей при главе района. Она подчеркивает, что
письмо, которое было подготовлено в районе и которое подписали почти 200
человек, и пикет – это не война, а просьба предпринимателей пойти им навстречу и
не открывать крупный супермаркет в районе. В Угловском ситуация обостряется еще
и тем, что "Мария-Ра" выкупила для своего магазина местную автостанцию. Там
арендовали площади несколько предпринимателей, которые теперь вынуждены искать
новые места для работы. Кроме того, сейчас пассажирам автобусов негде ожидать
рейсы. "Кассу перенесли в небольшое строение рядом с бывшей автостанцией.
Посидеть там негде. Пассажирам предлагают ждать автобусы в ближайшем кафе, но
понравится ли это его владельцу?" – говорит Марина Березовских. "Я не знаю,
хорошо или плохо то, что к нам идет „Мария-Ра”, – честно признается Александр
Кряков. – Я звонил в другие районы, где она уже работает. Где-то говорят, что
ничего страшного не произошло. Местные предприниматели даже подтянулись, глядя
на сильного конкурента. В других районах рассказывают, что многие закрылись. Я
бы не хотел, чтобы наш малый бизнес закрывался. У нас с предпринимателями уже
налажены партнерские отношения. А как все сложится с „Марией-Ра”, пока
неизвестно". В Михайловском и Ключевском районах компания "Мария-Ра"
планирует построить супермаркеты на месте жилых домов, земельные участки под
которыми она приобрела. Одна из предпринимательниц Михайловского района, которая
попросила не называть ее имени в газете, сказала, что строит в райцентре новый
магазин. Инвестировала туда уже более миллиона рублей. Сейчас
предпринимательница сомневается – окупятся ли вложения? Тем более, в районе уже
работает "Аникс". В обращении, которое подписали десять самых крупных
предпринимателей Михайловского района, приход крупных сетей сравнивается с
нашествием саранчи. "У них власть, большие деньги, которых хочется больше и
больше, признание в обществе. Они движутся вперед, сметая все на своем пути, а
как жить тем, кто лишен этих титулов?" – пишут предприниматели. Они, как и их
коллеги в Угловском районе, задаются вопросом: почему крупные инвесторы не
открывают в селах производство? По словам Петра Жука, директора компании "Рынок"
и владельца самой крупной торговой сети в Ключевском районе, в октябре
предприниматели и этого муниципалитета направляли письмо на имя первого
вице-губернатора Сергея Локтева, где тоже обозначали проблему прихода в райцентр
"Марии-Ра". А в Быстроистокском районе жители написали обращение в местную
газету: мол, "Мария-Ра" строит супермаркет в райцентре на площадке рядом со
стадионом – на ней раньше проводили местные праздничные мероприятия. Впрочем,
все обращения сельского бизнеса постигла одна судьба: на какой бы уровень власти
их ни направляли, они возвращались обратно в район. Галина Денежкина,
заместитель начальника управления Алтайского края по развитию
предпринимательства и рыночной инфраструктуры, пояснила "СК" позицию ведомства
по поводу проблемы. По ее словам, Федеральный закон "О торговле" не позволяет
ограничивать развитие торговых компаний на территориях края, если их доля в
муниципалитете не превышает 25%. "Оптимально, когда на одной территории
параллельно развиваются разные торговые форматы – крупные торговые сети и малый
бизнес", – считает Денежкина. В некоторых районах края "Мария-Ра" работает уже
не один год. "Сразу после открытия супермаркета выручка местных продуктовых
магазинов сократилась примерно на 70%, – рассказывает Алексей Курченко,
председатель Совета предпринимателей при главе Кулундинского района. – Некоторые
не смогли этого пережить и закрылись. Сильные выжили, и со временем часть
клиентов к ним вернулась, но их выручка теперь на 30% ниже, чем до прихода
„Марии-Ра”". Алексей Курченко уверен, что конкурировать с крупной сетью можно.
Возможные составляющие успеха следующие: удобное расположение магазина "у дома",
постоянное отслеживание и корректировка цен, продажа товаров тех производителей,
с которыми сети не работают. Наконец, местные магазины могут выдавать продукты
"под запись" – городские торговые сети позволить себе такого не могут.
Источник: ИА "Алтапресс" (
http://altapress.ru/ )